А́нгел (греч. γγελος - вестник)

 

вестник: "и нарицается имя Его: велика Совета Ангел, чуден, советник, Бог крепкий - и имя Ему: Вестник великого Замысла, Чудный, Советник, Бог Сильный" (Ис. 9, 6); "Пришел еси от Девы не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься - Ты прешел от Девы, не посол, не вестник, но Сам Господь воплотившийся" (Ирмологий гл. 2, 4-1)

Ангел, общее наименование всех духовных сил: "яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих - ибо Ангелам Своим заповедает о тебе, чтобы хранили тебя на всех путях твоих" (Пс. 90, 11); "Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся - Ангел [Архангел Гавриил] взывал к Благодатной: Пречистая Дева, радуйся" (Пасхальный канон, 9, прип. 4)

Ангел, низший чин небесной иерархии: "Иже есть одесную Бога, возшед на небо, покоршымся Ему Ангелом и Властем и Силам - Который, взойдя на небеса, [пребывает] одесную Бога, и покорились Ему Ангелы и Власти и Силы" (1 Пет. 3, 22)

падший ангел, злой дух: "ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми - ярость и гнев и беды, посланные через злых ангелов" (Пс. 77, 49). Последний вариант, в отличие от первых трех, на церковнославянском пишется без титла над второй буквой "г", что породило неверное прочтение "аггел" (см.)

 

Церковное учение об ангелах

Ангелы - созданные Богом по образу Божию [1] бесплотные существа, более совершенные, чем люди, которым они возвещают волю Божию. Ангелы одарены свободной волей; согрешившие делаются злыми духами.

 

 

Ангельская иерархия

По "Небесной Иерархии" Дионисия Ареопагита Ангелы подразделяются на три лика:

 

 

Высшая иерархия

Серафи́мы ("огненные") - пламенеют любовью к Богу и горят ею/

Херуви́мы - излияние премудрости, просвещения. Через них посылается истинное Богопознание.

Престо́лы - носящие Бога, служат правосудию Божию.

Средняя иерархия

Госпо́дства - наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей волей.

Си́лы - исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворений и прозорливости святым.

Вла́сти - укрощают силу дьявола, ограждают людей от бесовских искушений.

Низшая иерархия

Нача́ла - начальствуют над ангелами, направляя их исполнению Божьей воли. Им поручено управление вселенной, охранять страны, народы племена.

Арха́нгелы - благовестники, открывают тайны, укрепляют веру.

А́нгелы - особенно близки к людям, охраняют верующих, удерживают от падений.

 

Ангелы народов

В Пятой книге Моисея - Второзаконии говорится в греко-славянском чтении: "Егда́ разделя́ше Вышний язы́ки, яко разсе́я сы́ны Адамовы, постави пределы язы́ков по числу ангел Божиих" (Втор. 32, 8). В еврейско-русском чтении это место звучит иначе: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых".

Существует мнение, что первое прочтение этого стиха правильнее. При этом ссылаются на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, где говорится: "Кому́ждо язы́ку устроил вожда́, и часть Господня Израиль есть" (Сир. 17, 14, 15). Так считали некоторые отцы и учители христианской церкви, например Ориген, Киприан, Златоуст и др. Вероятно, нынешнее еврейское чтение "бене-израель" поставлено вместо древнего, правильного "бене-эль".

 

Смысл приведенного из Второзакония стиха такой: Бог во время смешения язы́ков и рассеяния народов отдал все народы под покровительство особых Ангелов-хранителей, а еврейский народ взял под Свое непосредственное попечение, как часть и удел Свой.

 

 

[1]  О том что ангелы созданы по образу Божию учат св. Дионисий Ареопагит (кн. О Бож. именах, гл. 4), св. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин (Точное изл. правосл. веры, кн. 2, гл. 3), свт. Марк Ефесский ("Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ, СПб., 1872, т. III, 32-50) и другие. См. Макария Догм. богословие, т. 1, 393.

 

 

 

АНГЕЛ - слово ангел, означая с еврейского - посланника, и с греческого - вестника, употребляется в св. Писании: а) и о самом Боге и Господе И. Христе; б) и об людях. Так, Израиль называется вестником, пророки называются ангелами, Предтеча Христов называется ангелом, священники называются ангелами, епископы церквей и др. вестники из людей; в) даже слово ангел употребляется и о бездушных вещах, о язвах, казнях, стихиях, которые Бог, как своих вестников, посылает на людей. Но в собственном смысле ангелами называются в Св. Писании сотворенные Богом высшие человека, бесплотные, духовные существа, одаренные высшим разумом, свободною волею и большим могуществом, всегда предстоящие пред престолом божиим, служащие Ему и прославляющие Его, и посылаемые в служение спасению человеков. Ангелов великое множество и разные степени. Кроме добрых ангелов, есть и злые, отпадшие от Бога, о которых также многократно говорит св. Писание, но как о врагах нашего спасения.

[Богословская энциклопедия: Ангел, ангелы, С. 1.

 

Богословская Энциклопедия, С. 824 (ср. Богословская энциклопедия, С. 0)]

 

 

Как изобразить непостижимое?

Подробно о  иконграфии (изображении) АНГЕЛОВ чтай в статье православного журнала «Нескушный сад»:

ЖМИ НА КАРТИНКУ